Калдар-оолович

События
2020-04-10 11:00:00
Хоомей — общеупотребительное название тувинского горлового пения (тув. Хөөмей).
Один из пяти основных приёмов тувинского народного горлового пения. Для наименования именно тувинской техники звукоизвлечения используется научный термин — хөректээр (петь грудью). Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две, а иногда даже три ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное многоголосное соло. Как особый жанр народного музицирования в общей системе культурных ценностей тувинцев выступает довольно автономным и весьма специфическим явлением. Для того, чтобы донести рассмотрение традиции до современности, сохранить её живой и действенной, народу необходимо было накапливать и в течение веков передавать её от поколения к поколению. Хоомей как целостная, реально функционирующая художественная традиция, так или иначе, сопутствовала развитию тувинского народа, выражая самую суть его исторического бытия и духовного своеобразия. Живое бытование древних мифов, сказок, легенд, эпоса отражающих термины и сюжеты о хоомее, выступает, по мнению З.Б. Самдан, одним из устных свидетельств древности происхождения хоомея.
Разнообразие форм горлового пения, его стилей и субстилей, их связь с архаическим стихотворным строем, по мнению З.К.Кыргыс, подтверждает древность этого искусства. И ею же даны характеристики пяти основных стилей горлового пения (хоомей, сыгыт, борбаннадыр, эзенгилээр, каргыраа), его современных субстилей (бырланнадыр, деспен борбан, каргыраа певца Ойдупаа), а также древних субстилей (буга хоомей, опей хоомей, кожагар каргыраазы, даг каргыраазы, канзып, кумзаттаар, чыландык).
Целью хоомейжи (исполнителей горлового пения) является достижения особого колорита звучания – игра тембрами, формирование обертоновой мелодии.
Стиль хоомей – это звук низких и средних регистров, его обертон или «надзвук» слышен как завораживающий звук флейты. Люди коренных народов пели хоомей как колыбельные для своих деток.
Устная традиция не оставила потомкам ни развёрнутых теоретических обобщений относительно звуковой структуры хоомея (как и других жанров тувинской музыки), ни точных определений, касающихся как родового так и видового названия стилей этого уникального способа звукотворчества.
День Хоомея – праздник, посвященный уникальному искусству горлового пения (тув. «хөөмей»), ставшее культурным достоянием Республики Тыва.
В Туве праздник День Хоомея учреждён в 2015 году. В соответствии с Указом Главы Республики Тыва Ш.В. Кара-оола от 12 августа 2015 года №133, как один из знаменательных дат республики, ежегодно отмечается 17 августа. Цель праздника – сохранение самобытной культуры тувинцев, популяризация искусства горлового пения как неотъемлемой части традиционной культуры и духовных ценностей тувинского этноса. На основании данного Указа были утверждены критерии присуждения титульных званий исполнителям горлового пения:
1. «Хөөмейниң Эдискизи» – свирель;
2. «Хөөмейниң Сыгыргазы» – иволга;
3. «Кожууннуң Алдарлыг хөөмейжизи» – Заслуженный хөөмейжи кожууна;
4. «Тыва Республиканың Алдарлыг хөөмейжизи» – Заслуженный хөөмейжи Республики Тыва;
5. «Тыва Республиканың Улустуң хөөмейжизи» – Народный хөөмейжи Республики Тыва;
6. «Тыва Республиканың Хүндүлүг хөөмейжизи» – Почетный хөөмейжи Республики Тыва.

Такому необычному и традиционному искусству в нашей школе обучает преподаватель по классу хоомей – Дмитрий Калдар-оолович Делгер-оол. Молодой, но с большим опытом работы перспективный специалист. Он обучает своих воспитанников не только разновидностям хоомея, истории тувинского искусства, нашим традициям, но и обучает тонкостям разных тувинских национальных музыкальных инструментов, чем они и свободно владеют.
На базе школе искусств Дмитрием Калдар-ооловичем создан фольклорный ансамбль «Саарыг». Они - активные участники и победители разных конкурсов, фестивалей различных уровней как среди учащихся ДШИ, так и среди профессионалов-преподавателей. Делгер-оол Д.К. обладатель многочисленных грамот и благодарственных писем за подготовку лауреатов, ведомственных наград.
Наши юные хоомеисты – маленькие «звёздочки», без их выступления, можно сказать, не обходится ни одно культурное мероприятие в городе. Cовместно с преподавателем проводят мастер-классы, знакомят со своим полюбившимся искусством других учащихся. Активные участники всех внутришкольных мероприятий, дополнительно занимаются хореографией у Чечен-оола Васильевича, посещают занятия декоративно-прикладного искусства у Шорааны Эресовны. Таким образом, они развиваются всесторонне.
Несколько выпускников класса хоомей прошлых лет, но продолжающие обучаться в СОШах, после окончания средней школы намерены поступить в Кызылский колледж искусств, по стопам своего преподавателя. Они даже после окончания школы искусств, не теряют связь со своими преподавателями, в свободное от занятий время занимаются в стенах школы искусств.
Дмитрий Калдар-оолович – заслуженно пользуется авторитетом среди коллег, учащихся и их родителей.
Надёжный муж, достойный отец своих сыновей.
На сегодняшнее время хоомеисты присоединяются к #Соблюдай_чистоту и делятся видео, фото материалами из #Сидим_дома
Назад к списку

Поделиться в социальных сетях:

Просмотров: 237